Елена Южакова,
главный редактор газеты «Городские новости»,
г. Красноярск
Признаюсь честно, проект «Народный бюджет» изначально затевался как предвыборный. Осенью прошлого года, когда шла кампания по выборам президента, а в Красноярске - еще и по выборам мэра и горсовета, и была предложена акция «Народный бюджет». Суть ее - в том, чтобы привлечь горожан к обсуждению главного финансового документа города, узнать их мнение о предпочтениях в бюджетных тратах, попросить их отдать свой голос за тот или иной, наиболее важный на их взгляд, проект.
СМИ отнеслись к акции соответственно - ваши выборы, ваша акция. Надо - пиарьте, а мы в стороне постоим. Но наша газета заняла другую позицию. Мы посчитали, что заявление властей о привлечении жителей к формированию городского бюджета можно и нужно использовать, скажем так, по назначению.
В каждом номере газеты, а она выходит три раза в неделю, мы публиковали призывы к жителям писать нам письма, звонить в редакцию и предлагать: на что в первую очередь потратить бюджетные деньги. Писем и звонков было немало. Жители предлагали отремонтировать свои дворы, больницы, поликлиники. С вопросами людей мы шли к районным, городским властям, с просьбой дать комментарии, насколько они знают проблему, почему она не решается.
Накануне выборов, кроме традиционных бюллетеней, были напечатаны и бюллетени по голосованию за «Народный бюджет». В каждый из них было внесено 10 объектов и оставлена свободная строчка, чтобы человек мог вписать дополнительные предложения. Стоит особо подчеркнуть, что бюллетени были составлены по микрорайонам, то есть, проблемы были приближены до улицы, до двора и понятны каждому.
За «Народный бюджет» голосовали и дети, и взрослые - там же нет ограничений по избирательному возрасту. Свои предложения в бюджет внесло более половины взрослого населения.
После выборов главным стало, чтобы бюллетени по «Народному бюджету» не попали на свалку. Газета предложила городским властям опубликовать сводную таблицу по объектам «Народного бюджета» со всеми адресами ремонтируемых подъездов, дворов, дорог, строящихся детских садов. Надо сказать, районные власти были не в восторге от такого предложения, ведь нужно было провести огромную работу! Но наше предложение поддержали глава города и руководитель департамента финансов. Единственное, на чем нам не удалось настоять - обозначение в газете четких сроков окончания работ. Проблема здесь связана с обязательным проведением конкурсов, в которых может не оказаться участников, и тогда процедура проводится повторно.
Но главное получилось - мы опубликовали таблицы по всем семи районам Красноярска. И жители получили возможность увидеть, какие их предложения вошли в «Народный бюджет» 2008 года.
Кстати сказать, благодаря голосованию жителей, на основании анализа их предложений было принято решение разработать целевую программу «Светлый город» по реконструкции системы городского освещения.
В марте - апреле мы провели вторую волну акции. Газета готовила отдельные материалы по самым значимым объектам, и здесь уже старались рассказать и о сроках, и о тех, кто занимается реализацией проекта, и о том, как идет работа.
Осенью мы вновь вернулись к «Народному бюджету». Самое время было провести ревизию - что из заявленного сделали, а что - осталось на бумаге. Отдадим должное депутатам городского Совета: они про проект тоже не забыли и сейчас активно ездят с инспекциями по объектам.
Мы уже провели предварительные переговоры с городскими властями и получили подтверждение, что при формировании бюджета-2009 проект будет продолжен.
При обсуждении поступивших на конкурс «Власть народная» публикаций члены конкурсной комиссии отмечали, что не все заявленные материалы являют собой образцы журналистского мастерства. Заметки и репортажи, которые мы готовили по «Народному бюджету», тоже не отличались изысканностью слога, оригинальностью композиции материала. Но они выполняли другую, не менее важную для журналистики задачу: быть проводником между населением и властью, между властью и населением.
Функцию общественного контроля в данном случае газета выполнила и продолжает выполнять. А для нормального развития местного самоуправления это, пожалуй, важнее, чем качество слога местной прессы. Хотя в идеале должны максимально сочетать то и другое.
Сюжет о заключительном мероприятии 9-го конкурса пресс-службы МГУП им. Ивана Федорова
Фильм о заключительном мероприятии 7-го конкурса ( авторы Лариса и Андрей Самойловские,Учалинская телерадиокампания)