Конкурс публикаций о проблемах местного самоуправления "ВЛАСТЬ НАРОДНАЯ"

Участникам

Сборник по результатам конкурса - СМИ и местное самоуправление глазами финалистов конкурса «Власть народная». Дина Анишина, аспирантка факультета журналистики МГУ им. Ломоносова

Индекс материала
Сборник по результатам конкурса
Задача - сближать города. Алексей Игнатьев, генеральный директор Союза российских городов
Обращение к главе Нижнего Новгорода В.Е. Булавинову. Всеволод Богданов, Председатель Союза журналистов России
Союз или конфронтация? Любовь Петрова, заместитель главного редактора журнала «Журналист»
Если конкурсы начинают, значит, это кому-нибудь нужно. Татьяна Калинина, шеф-редактор журнала «Российская муниципальная практика»
Итоги Пятого Всероссийского конкурса публикаций о местном самоуправлении «Власть народная»
СМИ и местное самоуправление глазами финалистов конкурса «Власть народная». Дина Анишина, аспирантка факультета журналистики МГУ им. Ломоносова
Семейный альбом начальника или голос народа? Татьяна Федяева, автор проекта «Власть народная», координатор конкурса, заместитель Генерального директора Союза российских городов
Информационные огороды (Конфигурация информационного пространства регионов: параметры влияния). Владимир Касютин, Секретарь Союза журналистов России, Руководитель образовательных программ Фонда развития информационной политики
Роль местных СМИ в создании и реализации муниципальной программы противодействия коррупции. Бондарь В.Н., директор Межотраслевого института коммунальных стратегий
Рекомендации журналистам, пишущим о местном самоуправлении. (составлено по результатам обсуждений на семинаре для финалистов пятого конкурса «Власть народная», г. Нижний Новгород)
Из конкурсных материалов: А зори в Путино тихие... Геннадий Селиванов, обозреватель газеты «Звезда», Пермский край
Из конкурсных материалов:Медвежий угол Геннадий Селиванов обозреватель газеты «Звезда», Пермский край
Из конкурсных материалов:Кнут и пряник «атамана» Бутова Александр Дементьев, собственный корреспондент «Липецкой газеты», Елецкий район Липецкой области
Из конкурсных материалов:Хозяйка двора Виталий Полозов, обозреватель газеты «Город на Цне», г. Тамбов
Из конкурсных материалов:Бюджет на честном слове и на одном энтузиазме Аудиторы Счетной палаты РФ нашли в 131-м законе 19 групп рисков и 312 млрд рублей бюджетной необеспеченности Антон Борцов, обозреватель газеты «Деловое Поволжье», г. Волгоград
Из конкурсных материалов:У птицы два крыла Василий Мельниченко, Председатель Уральской Народной ассамблеи, газета «Территория народной власти», с. Галкинское Камышловского района Свердловской области
Как сделать власть народной, или местное самоуправление - это просто наша жизнь Людмила Кейбол, редактор АНО «Редакция газеты «Змеиногорский вестник», г. Змеиногорск Алтайского края
Народный бюджет в городской газете Елена Южакова, главный редактор газеты «Городские новости», г. Красноярск
«Одно окно» для жителей Российской Федерации Белла Севостьянова, главный редактор газеты «Шахтинские известия», Ростовская область
Власть лучше безвластия Валентина Шилина, ГТРК «Тюмень», Тюменская область
Независимость как способ жить и развиваться или властное дело об унитазном бачке Майя Лаукартэ, редактор ТК «ТВС», Г. Северодвинск
Скоро сказка сказывается... Елена Николаева, обозреватель газеты «Старая Русса», Г. Старая Русса Новгородской области
Местное самоуправление - полномочия ответственности Виталий Полозов, обозреватель газеты «Город на Цне», г. Тамбов
Территория власти у каждого своя Ирина Аплеснева, газета «Таймыр», г. Дудинка Красноярского края
"Здравствуйте. Мы - гражданское общество" Екатерина Жилякова, главный редактор журнала "Муниципальная власть"
Все страницы

СМИ и местное самоуправление глазами финалистов конкурса «Власть народная».

Дина Анишина,

аспирантка факультета журналистики МГУ им. Ломоносова

 

При проведении мероприятий по итогам пятого Всероссийского конкурса публикаций о местном самоуправлении «Власть народная» было проведено анкетирование финалистов. В опросе участвовало 32 человека из 28 регионов России.

Представленность средств массовой информации

Уровень СМИ

федеральный

региональный

городской

районный

несколько м/о

Среднее

(человек)

Среднее (в процентах)

Вид СМИ

3

9

11

7

2

32

100,00

Газета

1

5

7

7

2

22

68,75

телевидение

 

2

2

1

1

6

18,75

радио

1

2

1

1

 

5

15,63

интернет-СМИ

 

 

 

1

 

1

3,13

журнал

1

 

1

 

 

2

6,25

Оценка уровня развития местного самоуправления

1) В среднем по России

Уровень СМИ опрашиваемого

Итого

федеральный

региональный

городской

районный

несколько м/о

человек

В процентах

высокий

 

 

1

 

 

1

3,13

средний

 

4

2

3

1

10

31,25

низкий

3

5

7

4

1

20

62,50

затрудняюсь ответить

 

 

1

 

 

1

3,13

2) В регионе, где вы живете

 

высокий

 

1

1

 

 

2

6,25

средний

1

5

4

3

1

14

43,75

низкий

2

2

6

4

1

15

46,88

3) В вашем населенном пункте

 

высокий

 

2

2

 

 

4

12,50

средний

1

6

6

3

1

17

53,13

низкий

2

1

3

4

1

11

34,38

62,50% опрошенных оценили общий уровень развития местного самоуправления в стране как низкий. Вдвое меньше - как средний. И лишь один человек (3,13%) назвал уровень развития местного самоуправления высоким.

Ситуацию в своем регионе опрошенные оценивают не столь критично: 43,75% посчитали уровень средним; 46,8% - низким; 6,25% - высоким.

А в населенных пунктах, в которых проживают финалисты конкурса, дела, по их мнению, обстоят еще лучше: 12,5% называют уровень развития МСУ высоким, 53,13% - средним; 34,38% - низким.

То есть, оценивая в среднем по России состояние МСУ как неудовлетворительное, в своих муниципальных образованиях журналисты больше видят позитивных изменений.

Основные источники информации опрошенных

Предложенные варианты ответов

Уровень СМИ опрашиваемого

Итого

федеральный

региональный

городской

районный

несколько м/о

человек

В процентах

руководство и специалисты администрации, думы;

1

5

10

5

1

22

68,75

документы муниципальных, федеральных, региональных органов власти;

2

3

4

1

1

11

34,38

СМИ, в т.ч. интернет;

1

4

7

1

1

14

43,75

Собственные ответы опрошенных

все;

1

1

 

 

 

2

6,25

регулярные поездки по городам и районам области;

 

1

 

 

 

1

3,13

неофициальная информация: люди, население того или иного города или района, соседи;

 

2

2

2

2

8

25,00

регулярные запросы и анкетирование;

 

 

1

 

 

1

3,13

письма и звонки читателей;

 

 

1

 

 

1

3,13

от коллег;

 

 

1

 

 

1

3,13

свои источники;

 

 

1

1

 

2

6,25

общественные организации;

 

 

1

 

1

2

6,25

эксперты.

 

 

 

 

1

1

3,13

 

Лидирующую позицию держат «руководство и специалисты администрации, думы» (68,75%).

СМИ, в том числе и интернет, использует как источник информации 43,75% опрошенных.

К документам муниципальных, федеральных, региональных органов власти обращается 34,38% опрошенных.

Однако на этот вопрос можно было дать и свой ответ. При этом получили следующие результаты. Большинство журналистов используют для получения информации неофициальные источники: «Люди», «Население того или иного города», «Соседи», «Письма и звонки читателей», «Свои источники», «Коллеги». Отмечены и такие варианты ответов, как «общественные организации» и «эксперты».

Качество получаемой информации

Большинство опрошенных (62,50%) считают, что информация, которую они получают из всех вышеперечисленных источников, полна и объективна лишь отчасти.

12,50% опрошенных уверены, что источники не предоставляют полной и объективной информации.

25% считают, что получают полную и объективную информацию. При этом они отмечают, что получают объективную информацию благодаря своему профессионализму, тому, что исследуют источники комплексно, благодаря собственному участию в мероприятиях администрации; двое опрошенных отметили, что «народ не врет».

 

Считаете ли вы, что получаете полную и объективную информацию из нижеперечисленных источников?

Уровень СМИ опрашиваемого

Итого

федеральный

региональный

городской

районный

несколько м/о

человек

В процентах

да

1

2

2

1

2

8

25,00

нет

2

 

1

1

 

4

12,50

отчасти

 

7

8

5

 

20

62,50

Среди тех, кто подверг сомнению объективность информации, есть ответивший следующим образом: «Есть чиновники, которые нормально общаются с прессой. А есть - стена, так что проще плюнуть и искать обходные пути, а не биться лбом об эту стену».

Анализируя пояснения тех, кто доволен предоставляемой информацией лишь отчасти, можно сделать вывод, что журналисты в процессе получения информации сталкиваются с несколькими типами проблем.

Во-первых, с необъективностью: «источник излагает факты, но делает это только со своей позиции», «из СМИ можно получить объективную информацию, только зная политическую позицию конкретных изданий» и проч. Во-вторых, респонденты отмечают проблемы с чиновниками: «В администрации боятся гласности - «как бы чего не вышло...», «Власть больше говорит о достижениях, чем о проблемах» и проч. В-третьих, опрошенные жалуются на недостаток времени для уточнения фактов. В-четвертых, «...периодически ощущается информационный вакуум». В-пятых, «для составления объективной картины необходимо личное участие в делах, что не всегда возможно», «...местные проблемы нужно увидеть собственными глазами».

Потребность в информации о лучших муниципальных практиках

Есть у вас необходимость в информации о лучших муниципальных практиках? (в частности о муниципальных практиках соседей)

Уровень СМИ опрашиваемого

Итого

федеральный

региональный

городской

районный

несколько м/о

человек

В процентах

да

3

9

11

7

1

31

96,88

нет

 

 

 

 

1

1

3,13

 

96,88% журналистов сошлись во мнении, что им необходима информация о лучших муниципальных практиках. При этом только четверть опрошенных отметила, что имеет возможность регулярного получения такой информации, а остальные заявили, что такой возможности у них нет.

Таким образом, закономерным может быть вывод о назревшей необходимости создания ресурса для обмена информацией между муниципальными СМИ.

Что дает участие в конкурсе, подобном конкурсу «Власть народная»

На этот вопрос ответы распределились следующим образом.

На первом месте ответ: «Возможность продуктивного общения с коллегами, работающими в муниципальной тематике» - (71,88% опрошенных);

На втором месте - «повышение профессионального уровня» (50%);

На третьем месте - «получение важной информации о муниципальной практике принимающего города» (34,38%),

Далее с поочередным убыванием распределяются следующие ответы: «материальное и моральное удовлетворение», «возможность расширить общий кругозор», «нельзя вариться только в своей каше».

Вывод все тот же - только гласность, информационная открытость, непрерывное взаимодействие различных институтов друг с другом ведут к успеху как местных СМИ, так и всего местного самоуправления. Представляет интерес тот факт, что журналисты активно стремятся к повышению своего профессионального уровня для освещения определенной тематики.

 

Как повысить эффективность конкурса

Дипломантам и финалистам конкурса было предложено сформулировать предложения, с помощью которых можно повысить его эффективность. Здесь следует процитировать наиболее значимые варианты ответов. «Необходимо больше информировать о конкурсе, его целях и задачах в СМИ разного уровня» (18,75%). «Делайте ставку на журналистов районных и городских газет» (3,13%), «Проводить мастер-классы с журналистами-профессионалами на основе опыта лучших СМИ» (15,63%). «Привлекать к сотрудничеству чиновников» (6,25%). «Обмен опытом - победители рассказывают о практиках своей работы» (3,13%).

Значение конкурса

Вопрос звучал так: «Выскажите свое мнение о значении, роли и уровне V конкурса «Власть народная». Здесь приведем лишь некоторые «знаковые» ответы.

«Для нас победа в конкурсе - реальное повышение имиджа программы».

«Конкурс необходим не столько как место для обмена опытом и для высказывания мнений, а сколько для выработки решений для эффективного влияния СМИ на конструктивность процессов МСУ».

«У конкурса есть все шансы перерасти в дискуссионную площадку, где ведут первую скрипку не чиновники, а СМИ, журналисты, знакомые с проблемами МСУ не понаслышке».

«Спасибо за то, что итоги конкурса подводились в Нижнем Новгороде. Хотелось бы видеть и другие города, для которых слова «местное самоуправление» и «гражданское общество» - не пустой звук».

«Хорошо, что есть места, где понимают, что без нормальных свободных СМИ никакое местное самоуправление невозможно».



О конкурсе

Сюжет о заключительном мероприятии 9-го конкурса пресс-службы МГУП им. Ивана Федорова

Фильм о заключительном мероприятии 7-го конкурса ( авторы Лариса и Андрей Самойловские,Учалинская телерадиокампания)