Дина Анишина,
аспирантка факультета журналистики МГУ им. Ломоносова
При проведении мероприятий по итогам пятого Всероссийского конкурса публикаций о местном самоуправлении «Власть народная» было проведено анкетирование финалистов. В опросе участвовало 32 человека из 28 регионов России.
Представленность средств массовой информации
Уровень СМИ |
федеральный |
региональный |
городской |
районный |
несколько м/о |
Среднее (человек) |
Среднее (в процентах) |
Вид СМИ |
3 |
9 |
11 |
7 |
2 |
32 |
100,00 |
Газета |
1 |
5 |
7 |
7 |
2 |
22 |
68,75 |
телевидение |
|
2 |
2 |
1 |
1 |
6 |
18,75 |
радио |
1 |
2 |
1 |
1 |
|
5 |
15,63 |
интернет-СМИ |
|
|
|
1 |
|
1 |
3,13 |
журнал |
1 |
|
1 |
|
|
2 |
6,25 |
Оценка уровня развития местного самоуправления
1) В среднем по России |
Уровень СМИ опрашиваемого |
Итого |
|||||
федеральный |
региональный |
городской |
районный |
несколько м/о |
человек |
В процентах |
|
высокий |
|
|
1 |
|
|
1 |
3,13 |
средний |
|
4 |
2 |
3 |
1 |
10 |
31,25 |
низкий |
3 |
5 |
7 |
4 |
1 |
20 |
62,50 |
затрудняюсь ответить |
|
|
1 |
|
|
1 |
3,13 |
2) В регионе, где вы живете |
|
||||||
высокий |
|
1 |
1 |
|
|
2 |
6,25 |
средний |
1 |
5 |
4 |
3 |
1 |
14 |
43,75 |
низкий |
2 |
2 |
6 |
4 |
1 |
15 |
46,88 |
3) В вашем населенном пункте |
|
||||||
высокий |
|
2 |
2 |
|
|
4 |
12,50 |
средний |
1 |
6 |
6 |
3 |
1 |
17 |
53,13 |
низкий |
2 |
1 |
3 |
4 |
1 |
11 |
34,38 |
62,50% опрошенных оценили общий уровень развития местного самоуправления в стране как низкий. Вдвое меньше - как средний. И лишь один человек (3,13%) назвал уровень развития местного самоуправления высоким.
Ситуацию в своем регионе опрошенные оценивают не столь критично: 43,75% посчитали уровень средним; 46,8% - низким; 6,25% - высоким.
А в населенных пунктах, в которых проживают финалисты конкурса, дела, по их мнению, обстоят еще лучше: 12,5% называют уровень развития МСУ высоким, 53,13% - средним; 34,38% - низким.
То есть, оценивая в среднем по России состояние МСУ как неудовлетворительное, в своих муниципальных образованиях журналисты больше видят позитивных изменений.
Основные источники информации опрошенных
Предложенные варианты ответов |
Уровень СМИ опрашиваемого |
Итого |
|||||
федеральный |
региональный |
городской |
районный |
несколько м/о |
человек |
В процентах |
|
руководство и специалисты администрации, думы; |
1 |
5 |
10 |
5 |
1 |
22 |
68,75 |
документы муниципальных, федеральных, региональных органов власти; |
2 |
3 |
4 |
1 |
1 |
11 |
34,38 |
СМИ, в т.ч. интернет; |
1 |
4 |
7 |
1 |
1 |
14 |
43,75 |
Собственные ответы опрошенных |
|||||||
все; |
1 |
1 |
|
|
|
2 |
6,25 |
регулярные поездки по городам и районам области; |
|
1 |
|
|
|
1 |
3,13 |
неофициальная информация: люди, население того или иного города или района, соседи; |
|
2 |
2 |
2 |
2 |
8 |
25,00 |
регулярные запросы и анкетирование; |
|
|
1 |
|
|
1 |
3,13 |
письма и звонки читателей; |
|
|
1 |
|
|
1 |
3,13 |
от коллег; |
|
|
1 |
|
|
1 |
3,13 |
свои источники; |
|
|
1 |
1 |
|
2 |
6,25 |
общественные организации; |
|
|
1 |
|
1 |
2 |
6,25 |
эксперты. |
|
|
|
|
1 |
1 |
3,13 |
Лидирующую позицию держат «руководство и специалисты администрации, думы» (68,75%).
СМИ, в том числе и интернет, использует как источник информации 43,75% опрошенных.
К документам муниципальных, федеральных, региональных органов власти обращается 34,38% опрошенных.
Однако на этот вопрос можно было дать и свой ответ. При этом получили следующие результаты. Большинство журналистов используют для получения информации неофициальные источники: «Люди», «Население того или иного города», «Соседи», «Письма и звонки читателей», «Свои источники», «Коллеги». Отмечены и такие варианты ответов, как «общественные организации» и «эксперты».
Качество получаемой информации
Большинство опрошенных (62,50%) считают, что информация, которую они получают из всех вышеперечисленных источников, полна и объективна лишь отчасти.
12,50% опрошенных уверены, что источники не предоставляют полной и объективной информации.
25% считают, что получают полную и объективную информацию. При этом они отмечают, что получают объективную информацию благодаря своему профессионализму, тому, что исследуют источники комплексно, благодаря собственному участию в мероприятиях администрации; двое опрошенных отметили, что «народ не врет».
Считаете ли вы, что получаете полную и объективную информацию из нижеперечисленных источников? |
Уровень СМИ опрашиваемого |
Итого |
|||||
федеральный |
региональный |
городской |
районный |
несколько м/о |
человек |
В процентах |
|
да |
1 |
2 |
2 |
1 |
2 |
8 |
25,00 |
нет |
2 |
|
1 |
1 |
|
4 |
12,50 |
отчасти |
|
7 |
8 |
5 |
|
20 |
62,50 |
Среди тех, кто подверг сомнению объективность информации, есть ответивший следующим образом: «Есть чиновники, которые нормально общаются с прессой. А есть - стена, так что проще плюнуть и искать обходные пути, а не биться лбом об эту стену».
Анализируя пояснения тех, кто доволен предоставляемой информацией лишь отчасти, можно сделать вывод, что журналисты в процессе получения информации сталкиваются с несколькими типами проблем.
Во-первых, с необъективностью: «источник излагает факты, но делает это только со своей позиции», «из СМИ можно получить объективную информацию, только зная политическую позицию конкретных изданий» и проч. Во-вторых, респонденты отмечают проблемы с чиновниками: «В администрации боятся гласности - «как бы чего не вышло...», «Власть больше говорит о достижениях, чем о проблемах» и проч. В-третьих, опрошенные жалуются на недостаток времени для уточнения фактов. В-четвертых, «...периодически ощущается информационный вакуум». В-пятых, «для составления объективной картины необходимо личное участие в делах, что не всегда возможно», «...местные проблемы нужно увидеть собственными глазами».
Потребность в информации о лучших муниципальных практиках
Есть у вас необходимость в информации о лучших муниципальных практиках? (в частности о муниципальных практиках соседей) |
Уровень СМИ опрашиваемого |
Итого |
|||||
федеральный |
региональный |
городской |
районный |
несколько м/о |
человек |
В процентах |
|
да |
3 |
9 |
11 |
7 |
1 |
31 |
96,88 |
нет |
|
|
|
|
1 |
1 |
3,13 |
96,88% журналистов сошлись во мнении, что им необходима информация о лучших муниципальных практиках. При этом только четверть опрошенных отметила, что имеет возможность регулярного получения такой информации, а остальные заявили, что такой возможности у них нет.
Таким образом, закономерным может быть вывод о назревшей необходимости создания ресурса для обмена информацией между муниципальными СМИ.
Что дает участие в конкурсе, подобном конкурсу «Власть народная»
На этот вопрос ответы распределились следующим образом.
На первом месте ответ: «Возможность продуктивного общения с коллегами, работающими в муниципальной тематике» - (71,88% опрошенных);
На втором месте - «повышение профессионального уровня» (50%);
На третьем месте - «получение важной информации о муниципальной практике принимающего города» (34,38%),
Далее с поочередным убыванием распределяются следующие ответы: «материальное и моральное удовлетворение», «возможность расширить общий кругозор», «нельзя вариться только в своей каше».
Вывод все тот же - только гласность, информационная открытость, непрерывное взаимодействие различных институтов друг с другом ведут к успеху как местных СМИ, так и всего местного самоуправления. Представляет интерес тот факт, что журналисты активно стремятся к повышению своего профессионального уровня для освещения определенной тематики.
Как повысить эффективность конкурса
Дипломантам и финалистам конкурса было предложено сформулировать предложения, с помощью которых можно повысить его эффективность. Здесь следует процитировать наиболее значимые варианты ответов. «Необходимо больше информировать о конкурсе, его целях и задачах в СМИ разного уровня» (18,75%). «Делайте ставку на журналистов районных и городских газет» (3,13%), «Проводить мастер-классы с журналистами-профессионалами на основе опыта лучших СМИ» (15,63%). «Привлекать к сотрудничеству чиновников» (6,25%). «Обмен опытом - победители рассказывают о практиках своей работы» (3,13%).
Значение конкурса
Вопрос звучал так: «Выскажите свое мнение о значении, роли и уровне V конкурса «Власть народная». Здесь приведем лишь некоторые «знаковые» ответы.
«Для нас победа в конкурсе - реальное повышение имиджа программы».
«Конкурс необходим не столько как место для обмена опытом и для высказывания мнений, а сколько для выработки решений для эффективного влияния СМИ на конструктивность процессов МСУ».
«У конкурса есть все шансы перерасти в дискуссионную площадку, где ведут первую скрипку не чиновники, а СМИ, журналисты, знакомые с проблемами МСУ не понаслышке».
«Спасибо за то, что итоги конкурса подводились в Нижнем Новгороде. Хотелось бы видеть и другие города, для которых слова «местное самоуправление» и «гражданское общество» - не пустой звук».
«Хорошо, что есть места, где понимают, что без нормальных свободных СМИ никакое местное самоуправление невозможно».
Сюжет о заключительном мероприятии 9-го конкурса пресс-службы МГУП им. Ивана Федорова
Фильм о заключительном мероприятии 7-го конкурса ( авторы Лариса и Андрей Самойловские,Учалинская телерадиокампания)